У ряда руководителей можно услышать о проблемах с тем, что их не слушаются и/или не воспринимают. Причем смена команд и работы им не сильно помогает. Не могу сказать, что обладаю большой выборкой, но есть один момент, на который я бы обращал внимание. И как сотруднику при оценке руководителя, и как руководителю для понимания, как тебя воспринимают.
В чем проблема
Смысл проблемы в том, что у большинства руководителей их жалоба звучит примерно как “он меня не послушал, а ведь я начальник”. Я конечно согласен, что субординация важна, но не всегда слов “я начальник” достаточно, чтобы что-то случилось или начало делаться, как вы хотите. Давайте разберемся по частям с этой проблемой.
Самое простое, часто люди не понимают, что и зачем вы хотите, поэтому они либо спорят, либо делают все, чтобы не брать в работу вашу задачу. Поэтому всегда найдите время объяснить, зачем вы что-то требуете. Например, “если мы не сделаем эту задачу, отложив текущие, то все лишимся премий”, лучше чем “бросайте фигню, которой занимаетесь, и все силы бросайте на эту задачу”. Если задача пришла сверху и вы сами не до конца понимаете ситуацию, я считаю, что лучше так и передать своим подчиненным. Это лучше, чем они будут думать, что вы просто не нашли времени для донесения информации или посчитали себя выше общения с ними.
Второе, подача авторитета с точки зрения должности работает не на всех, а у части людей вызывает отрицательные эмоции вплоть до неподвластной им необходимости мешать вам. Сама по себе должность не говорит о компетентности в целом, или по крайней мере в текущей ситуации.
Как лучше делать
Лично я всегда иду от другого и люди, которых я считаю хорошими руководителями, обычно делают также. Я иду либо от ответственности, либо от знания. И обычно, когда я слушаю подобные возмущения от руководителей, которых я считаю хорошими, они звучат примерно как “мне не важно, что он считает. Отвечать мне, поэтому мы сделали, как я сказал”. Сама по себе подача себя через ответственность лично у меня вызывает больше понимания. Я понимаю, что за каждый большой провал сначала ответит мой руководитель, а потом, если считает правильным он сам, вызовет отвечать меня. И он это понимает. Поэтому глобальных проблем с принятием права последнего слова у меня нет. Так же, как если ты признанный у себя в команде эксперт, то можно идти от того, что ты точно знаешь и берешь ответственность на себя. Знание и принятие ответственности тоже имеет вес, но это скорее хорошо работает в среде тех, кто вас давно знает.
В заключении, для упрощения взаимодействий, когда вы хотите единолично принять решение, идите от пояснения причин и фиксирования принятия ответственности за решения.