Вот есть у нас младшие специалисты, есть средние, есть старшие и ведущие. А кто такой профессионал? В какой момент человек становится профессионалом? Давайте сегодня порассуждаем на эту тему.
Образ профессионала
Мы можем много составлять списки компетенций, мягких навыков и тому подобное. Но, в конечном итоге, все сводится к одному - способности решать проблемы. Профессионал - это не тот, кто хорошо знает свои инструменты, языки программирования и фреймворки, не тот, у кого 10 высших образований, не тот, кто написал много проектов или проработал много лет. Профессионал - это человек, которому ты даешь задачу и с 99,9999% уверенностью знаешь, что он ее выполнит, причем выполнит в срок и с наилучшим качеством. А если не выполнит, то вряд ли бы и кто-то другой справился. И даже если случится апокалипсис, он запустит ваш сайт на мешке картошки и старом проигрывателе.
Что все это значит на практике в нашей профессии?
Давайте рассмотрим основные качества, которые присущи профессионалу. Для примера возьмем разработчика.
Умение находить решения
В принципе хорошая черта для любого исполнителя. Это значит, что человек является полноценным инструментом в решении своих задач. Если, на пример, при выполнении задачи, оказалось, что использующийся фреймворк не дает возможности выполнить условия задачи, то профессионал найдет решение. Доработка ли это будет фреймворка, написание какой-то альтернативы или что-то еще, факт в том, что решение будет найдено и задача будет выполнена.
Качество
Несмотря на умение находить решения, профессионал не оставляет костылей, с которыми невозможно будет продолжать дальнейшую работу над проектом. Он находит лучший из возможных способ внедрить решение, не превращая проект в говнокод. Здесь конечно же все зависит от скорости, с которой нужно выполнить задачу. Тем не менее, профессионал должен уметь находить баланс и думать о качестве в любой ситуации, на любой скорости, на то он и профессионал.
Широкий кругозор и умение вникать в смежные области
Если вы давно работаете, то точно встречались с фразами вроде "проблема не на нашей стороне". Для профессионала это допустимая фраза только в политическом случае, когда нужно заставлять людей работать над их зоной ответственности. В остальном, профессионал будет способен сказать, на чьей именно стороне проблема, примерно сказать в чем она заключается и, при желании и необходимости, разобраться в смежной области, чтобы найти какое-то решение. Грубо говоря, если все, кто только можно, в отпуске, и ваш проект вдруг перестал работать, профессионал найдет проблему и ее решение даже вне зоны своих компетенций. Конечно же решение может быть не такого же качества, как в его зоне ответственности, но он что-нибудь да придумает. Конечно же такое стоит делать только в исключительных случаях, когда нет другого выбора.
Мягкие навыки
Не все проблемы профессионал решает самостоятельно. Брать на себя лишнюю работу это не профессионально. Поэтому он хорошо умеет общаться с коллегами, договариваться, доносить свое мнение, умеет взять нужные части работы и информацию с коллег, хорошо умеет в процессы, потому что без них все развалится, и нарушает их только при острой необходимости.
Обладает даром предвидения
Опыт профессионала помогает ему предотвратить многие ошибки и неправильный выбор действий. Так часто он может предугадать, что что-то пойдет не так уже на этапе постановки задачи и предложить поменять план до наступления проблемы.
На каком уровне человек становится профессионалом
С одной стороны знания и опыт являются неотъемлемой частью профессионализма, поэтому искать профессионалов среди начинающих не стоит. Однако, не каждый синьор является профессионалом. К профессионализму приводят не знания и не рабочий стаж, к нему приводит правильный подход к работе. Правильный подход - главная направляющая профессионала. Хотите узнать какой именно подход? Тогда собираем реакции на этом посте и сделаем продолжение.
Считаете себя профессионалом своего дела? Что бы вы добавили в этот список? В следующий раз разберем то, как стать профессионалом и какие навыки для этого нужно развивать.