Один разработчик поведал мне одну прекрасную историю. Устроился он в новую компанию, где задачи ему приходили от владельца продукта. Получив первую свою задачу, он внимательно на нее посмотрел и понял, что данных для ее решения не хватает. Естественно, единственный человек, который мог решить его проблему был тот самый владелец продукта. Но при первой же попытке задать вопрос, мой знакомый получил жесткий ответ: "Значит так! Тебя взяли сюда работать, а не вопросы задавать. Вот иди и делай". Угадайте, кто остался виноват, что задача сделана не правильно?
Бизнес-команда любит недооценивать разработку. Они придумывают крутые фичи, знают рынок, как свои пять пальцев (обычно нет), ежедневно решают будущее продукта, а все что остается разработчику - просто сделать, что ему сказали. Ну на сколько это сложно? Конечно, история выше из ряда вон, но на бытовом уровне с неуважением со стороны бизнес-команды сталкивался практически каждый разработчик.
Есть много подходов, которые помогут вам изменить ситуацию, но мы сейчас поговорим, о самом основополагающем. Самое важное, что вам нужно, чтобы бизнес начал относится к вам более уважительно, это стать для него решением его проблем, решением, без которого он конечно же не справится. Всего-то надо стать незаменимым, тоже мне задача.
Во-первых, давайте разберем подход, который очень часто встречается среди коллег, и который тоже, как это ни странно работает - рассказывать всем, как много и усиленно ты работал, даже если ты на самом деле почти ничего не делал. Нет ли у вас такого коллеги, который постоянно ходит и рассказывает, как ему тяжело, как он работал все выходные, какую неимоверно сложную задачу ему пришлось затащить, а какие у него мешки под глазами (вот-вот смотри!)? Как ни странно, таким ребятам верят и часто относятся к ним с уважением. Все потому, то они убеждают всех, что они реально тащат неимоверный груз и очевидно всех спасают. Какую бы мелочь они не сделали - все узнают о тех усилиях, которые они приложили! Главное для них, это не попасть под опытного управленца, который знаком с таким типом людей и умеет с ним работать. Тогда им либо правда придется работать, как они рассказывают, либо довольно быстро отправиться искать другое место работы.
На самом деле, показывать бизнесу то, какую пользу вы ему приносите, очень важно для формирования уважения. Но можно это делать и иначе. Для этого надо учиться хорошо презентовать свою работу. Не только делать задачи, но и красиво преподносить их решение. Обязательно хорошо готовиться к общим встречам, особенно демонстрации результатов спринтов и релизов. Показывать, что было сделано, какие проблемы были решены, какие метрики изменились в лучшую сторону и как это положительно повлияет на ваш продукт. В общем, корректно, но во всей красе показывать, как хорошо вы работаете.
Еще один важный момент, в том числе формирующий уважение, это правильное преподнесение проблем и технических задач. Заход в бизнес с идеей потратить пару месяцев на внедрение тестов в проект "потому что надо", точно положительно не скажется на уважении к вам. Бизнес тут дело делает, а вы с какой-то очередной дикой идеей пришли, лишь бы время потратить в свое удовольствие. Важно заходить со стороны понимания важности продукта, заботы о нем и его качестве для пользователя. Если владелец продукта раз за разом будет видеть, как вы приносите идеи, улучшающие его ваш продукт, это будет вызывать в нем уважение. Вы же свой человек, вы хотите того же, что и он, но делаете это методами, которыми он не владеет. А чтобы он видел, что это реально приносит пользу, опять же нужно учиться правильно преподносить результаты своей работы.
Если хотите получать больше уважения от бизнеса, учитесь применять эти подходы. Больше про методы формирования уважения, представления своей работы и идей перед бизнесом, вы найдете в нашей
документации к работе с PO и PM .