Есть некоторые проблемы, которые могут помешать комфортной и эффективной работе в компании. Чаще всего они выясняются уже после трудоустройства, но есть некоторые признаки, которые можно выявить прямо на собеседовании. Я собрал для вас основные из них.
Самое главное – не забывайте, что собеседование это обоюдная вещь. Вы продаете свои услуги, а компания продает себя, как лучшего работодателя для вас. Поэтому вы тоже должны внимательно следить за тем, как идет собеседование, как общаются ваши потенциальные коллеги и руководители.
Первое, на что следует обращать внимание, это какое впечатление создают ваши коллеги. Нередко можно увидеть замученных и невыспавшихся людей, которые будут вести собеседование уткнувшись в ноутбуки. Если таких людей больше одного, то это явно не проблема конкретного человека, а повод задуматься над адекватностью загрузки людей в компании.
Следующее: обращайте внимание на то, умеет ли люди, с которыми вам работать, слушать. Очень часто встречаются собеседники, которые, выслушав ваши ответы, по второму кругу спрашивают какие-то вещи (не разово, что вполне нормально, а постоянно на протяжении всего собеседования). Работа в команде, где не умеют слышать друг друга, приведет к постоянным конфликтам на этапе интеграций, ревью и релизов. Если же это ваш потенциальный руководитель, то тут возникнут трудности с тем, что о ваших проблемах (которые всегда случаются на протяжении работы) скорее всего не услышат и не отреагируют.
Важный момент, особенно, если вы говорите с руководителем, это умение ставить задачу (объяснить понятно то, что от вас требуется). Ведь ваша работа состоит из решения набора поставленных задач. Если с этим видятся трудности на этапе собеседования, то эти трудности перекочуют в вашу каждодневную работу и будут причиной раздражений и конфликтов.
Очень важно понять как люди реагируют на ошибки или ситуации, где не согласны с ответом. Если вы идете совсем гладко, я бы даже предложил немного оговориться в каком-то не критичном месте, чтобы увидеть реакцию. Если вы увидите торжество победителя на лице собеседующего, потоки язвительности или иные попытки вас задеть или обидеть, то я бы советовал обходить стороной такие команды и компании. В работе мы порой ошибаемся, а ситуации когда мнение на решение задачи расходятся бывают совсем часто, поэтому умение себя вести в таких ситуациях критически важно.
Есть еще тревожный звоночек, когда собеседующий хочет услышать только то решение, которое есть в его голове, даже если предложенное не хуже или лучше. Тут снова будет проблема с тем, что ваши коллеги/руководители не умеют слушать и это будет вашей проблемой. Гипотетически такое может быть от низкой квалификации собеседника, который просто вычитал решение и сам не очень понимает, что делать.
Хорошим показателем слаженной работы, или ее отсутствия, является в целом процесс ведения собеседования. Вам должны представить всех участников, люди должны понимать заранее кто и что будет спрашивать, если кто-то выбывает (например сейчас это актуально из-за возможных проблем с подключением на удаленных собеседованиях), то его тут же страхуют другие участники. Конечно все мы люди и небольшие заминки это нормально, но паузы по несколько минут или жонглирование тем, кто начнет и что спросит не очень хороший показатель.
Если компании и сотрудникам вовсе нечего рассказать о своей компании и задачах, то, возможно, это не та компания, где вам стоит работать. Здесь есть много вариантов отчего возникает эта проблема. Вот основные из них:
Иногда в процессе собеседований начинают всплывать подробности, которые не оговаривались в самом начале. Например, всплывают новые неоговоренные этапы собеседований. Могут возникнуть новые условия по выдаче техники, способе выплаты зарплаты (например премиальная часть раз в три месяца на значимую часть обещанной суммы в месяц), может выясниться, что обещанная удаленка на самом деле имеет какие-то ограничения и т.д. Это признак того, что компания пытается заманить вас в общение любым способом, скрывая детали будущей работы и обманывая уже на этапе собеседования. Такой компании не стоит доверять и вряд ли вас будет ждать что-то хорошее после трудоустройства.
После того как очередь дойдет до вас, обязательно поговорите о процессе работы в компании и команде:
Тут важно услышать стройное повествование, когда чувствуется, что люди рассказываются о чем-то устоявшемся и очевидном. Хорошо, когда сами говорят о проблемах и исключениях (такое бывает всегда, если проект не мертв). Если вы видите нестыковки или не услышали то, что хотели, задавайте уточняющие вопросы. На этом этапе можно узнать очень многое о том, как на самом деле работает компания, если внимательно слушать и не бояться задавать вопросы.
В заключении: что бы вы не услышали, как принимать решение это дело каждого. Но важно на собеседовании собрать для себя максимум информации, чтобы сделать правильный выбор. Слушайте внимательно и не бойтесь задавать вопросы и вы найдете достойный вариант.
