Довольно часто в нашей жизни нужно принимать решения. Сегодня мы конечно будем говорить о принятии решений в работе. Есть решения, которые вам нужно принять лично, есть решения, которые нужно принять совместно с другими. Решать нужно и руководителям, и людям, которые отвечают только за себя.
Возможности в принятии решений в зависимости от должности
Будучи исполнителем, в зависимости от компании, вы имеете рамки, в которых выполняете задачи, в них часто бывает достаточный простор для выбора способов решений и выбора инструментов.
Как часть команды, вы можете договариваться о способах решения командных проблем и взаимодействий, выбор инструментария и т.д.
Как руководитель, вы имеете много возможностей для принятия решений, главное находить баланс (об этом отдельно).
Ключевые моменты для правильного принятия решения
Что я считаю критично для принятия решений:
- каждое решение должно быть принято своевременно, то есть нужно ставить конечные сроки принятия решения. Даже если вы будете ставить их сами себе. Слишком поздно принятые решения могут сильно повлиять на сроки и качество проекта. Плюс, многие забывают про неприятный момент в виде того, что, если вы не приняли решение, за вас его примет руководство. Например, если я готов отдать принятие решения на откуп команды или исполнителя, по достижению оговоренного конечного срока принятия решения, если я готовое решение от команды не получаю, то решение выбираю я сам. Также делают многие руководители. Поэтому своевременность и оперативность в этом вопросе имеет большое значение.
- после принятия решения нужно собирать установки метрики/критерии успешности. Это нужно, чтобы понять насколько хорошо мы приняли решение, не обходится ли это нам слишком дорого и не создало ли это больше проблем, чем решило. Эти критерии нужно выбрать в момент выбора и ориентироваться на них в процессе решения.
- после принятия решения, пока не выбрано иное, нужно целенаправленно и четко следовать этому решению. Не нужно метаться и пытаться попробовать что-то еще. Идите к цели, не распыляйтесь.
- в случае, если решение перестает удовлетворять установленным критериям, то нужно взвесить снова все за и против и, либо изменяйте решение, либо скорректируйте метрики и ожидания.
Готовность принимать решения и отвечать за них - одно из важнейших умений руководителя и любого хорошего специалиста. Помимо ответственности, это позволит получить вам больше возможностей. Поэтому не бойтесь принимать решения, а то их примет кто-то другой.